Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 66» (МБОУ Школа № 66) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ Школа № 66 (протокол от 14 апреля 2022 г. № 4) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Школа № 66 А.В.Керимова 15 апреля 2022 г. Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа - детский сад № 66» за 2021 год Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 66» (МБОУ Школа № 66) Руководитель Аида Вагабовна Керимова Адрес организации 367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, д. 198 «а» Телефон, факс 8872 69-17-82 Адрес электронной почты progimnaziya @mail.ru Учредитель АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ «ГОРОД МАХАЧКАЛА» Дата создания 1988 год Лицензия от 29.03.2016 № 8518, серия 05Л01 № 0002904 Свидетельство о государственной аккредитации от 04.04.2016 № 6390, серия 05А01 № 0001301; срок действия: до 12 мая 2024 года МБОУ Школа № 66 (далее — Школа) расположена в спальном районе города Махачкалы. Большинство семей обучающихся проживают в домах типовой застройки рядом со Школой. Основным видом деятельности Школы является реализация общеобразовательной программы начального общего образования. Аналитическая часть I. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего образования, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Школы. С 01.01.2021 года Школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В связи с новыми санитарными требованиями Школа усилила контроль за уроками физкультуры. Учитель физкультуры организуют процесс физического воспитания и мероприятия по физкультуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Кроме того, учитель и заместитель директора по АХЧ проверяют, чтобы состояние помещения и снарядов соответствовало санитарным требованиям, было исправным — по графику, утвержденному на учебный год. Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с обучающимися, физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения. Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО). В 2021 году в результате введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции часть образовательных программ в 2020/2021 учебном году пришлось реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого использовались федеральные информационные ресурсы, в частности, платформа «Учи. ру », Российская электронная школа. Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о поддержании среднестатистического уровня успеваемости учеников начального уровня общего образования. Воспитательная работа С 01.09.2021 Школа реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. В рамках воспитательной работы Школа: 1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа воспитательных мероприятий; 2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживает активное участие классных сообществ в жизни Школы; 3) вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использует в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживает использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) поддерживает ученическое самоуправление — как на уровне Школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживает деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций — например, школьного спортивного клуба; 7) организует для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализует их воспитательный потенциал; 8) развивает предметно-эстетическую среду Школы и реализует ее воспитательные возможности; 9) организует работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. За 4 месяца реализации программы воспитания родители и ученики выражают удовлетворенность воспитательным процессом в Школе, что отразилось на результатах анкетирования, проведенного 20.12.2021. Вместе с тем, родители высказали пожелания по введению мероприятий в календарный план воспитательной работы Школы, например, проводить осенние и зимние спортивные мероприятия в рамках подготовки к физкультурному комплексу ГТО. Предложения родителей будут рассмотрены и при наличии возможностей Школы включены в календарный план воспитательной работы Школы на 2022/23 учебный год. В мае 2021 года Школа организовала проведение систематической работы с родителями по разъяснению уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, незаконным потреблением наркотиков и других ПАВ, не выполнением родителями своих обязанностей по воспитанию детей. В соответствии с планами воспитательной работы для учеников и родителей были организованы: - участие в конкурсе социальных плакатов «Я против ПАВ»; - классные часы и беседы на антинаркотические темы с использованием ИКТ-технологий. Дополнительное образование Дополнительное образование ведется по программам следующей направленности: - техническое; - художественное; - физкультурно-спортивное; - эколого - краеведческое. Выбор направлений осуществлен на основании опроса обучающихся и родителей, который провели в сентябре 2021 года. По итогам опроса все обучающиеся и 257 родителя выявили, что эколого -краеведческое — 45 процентов, техническое — 100 процентов, художественное — 40,91 процентов, физкультурно-спортивное — 18,18 процентов. Во второй половине 2020/2021 учебного года пришлось периодически проводить дистанционные занятия по программам дополнительного образования. Учет родительского мнения показал, что почти половина родителей (законных представителей) обучающихся не удовлетворены подобным форматом занятий по дополнительному образованию. Опрос родителей (законных представителей) обучающихся в сентябре 2021 года показал, что большая часть опрошенных в целом удовлетворены качеством дополнительного образования в Школе. II. Оценка системы управления организацией Управление Школой осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Управляющий совет Рассматривает вопросы: Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: - развития образовательной организации; - финансово-хозяйственной деятельности; - материально-технического обеспечения - развития образовательных услуг; - регламентации образовательных отношений; - разработки образовательных программ; - выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; - материально-технического обеспечения образовательного процесса; - аттестации, повышения квалификации педагогических работников; - координации деятельности методического объединения Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: - участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; - принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; - разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; - вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано методическое объединение: В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Совет обучающихся и Совет родителей. В 2021 школа начала вводить электронный документооборот в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 № 122-ФЗ. Для этого школа использует платформу «1С: Предприятие». По итогам 2021 года система управления Школой оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Статистика показателей за 2018–2021 годы № Параметры статистики 2018– п/п 2019 учебный год 2019– 2020 учебный год 2020– На конец 2021 2021 года учебный год 125 123 129 132 — — — — 1 Начальная школа Количество учеников, оставленных на повторное обучение: 2 — начальная школа Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество обучающихся Школы. Обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в 2021 году в Школе обучалось 6 человек. Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году Клас Все Из них Окончили сы го успева год обу ют Всего ч-ся Ко % С % лотметк во ами «4» и «5» Окончили год Не успевают Перевед ены условно Из ни х н/а С отметк % ами «5» Ко % Ко % Колллво во во % 2 34 34 10 0 24 70, 5 3 8,8 0 0 0 0 0 0 3 30 30 10 0 15 50 - - 0 0 0 0 0 0 4 30 30 10 0 19 63, 3 4 13, 3 0 0 0 0 0 0 Итог о 94 94 10 0 58 61, 27 7 7,3 7 0 0 0 0 0 0 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 12,6 процента (в 2020 был 50,3%), процент учащихся. В 2021 году обучающиеся 4-х классов участвовали в проведении всероссийских проверочных работ. Анализ результатов показал положительную динамику по сравнению с результатами 2020 года: 70% учеников справились с заданиями, которые вызвали затруднения на осенних ВПР 2020 года. IV. Оценка организации учебного процесса Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-4 х классах. Занятия проводятся в первую смену. В соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала работы образовательных организаций города в 2021/22 учебном году Школа: - уведомила управление Роспотребнадзора по городу Махачкале о дате начала образовательного процесса; - разработала графики прихода обучающихся, начала/окончания занятий, приема пищи с таким учетом, чтобы развести потоки и минимизировать контакты учеников; - составила и утвердила графики уборки, проветривания кабинетов; - разместила на сайте школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, дополнительно направили ссылки по официальным родительским группам в WhatsApp; - использует при осуществлении образовательного процесса бесконтактные термометры, тепловизор — один стационарный на главный вход, рециркуляторы передвижной и настенные для каждого кабинета, средства и устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки. V. Оценка качества кадрового обеспечения На период самообследования в Школе работают 11 педагогов, из них 5 — внутренних совместителей. Все имеют высшее специальное образование. Трое имеют высшую квалификационную категорию, 1 человек – первую квалификационную категорию. В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: - на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; - создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; - повышения уровня квалификации персонала. Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: - образовательная деятельность в Школе обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом; - кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. В период дистанционного обучения все педагоги Школы успешно освоили онлайн-сервисы, применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники учеников. 60% педагогов прошли обучение по вопросам организации дистанционного обучения в объеме от 16 до 72 часов. VI. Оценка качества учебно-методического и библиотечноинформационного обеспечения Общая характеристика: - объем библиотечного фонда — 1845 единиц; - книгообеспеченность — 100 процентов; - обращаемость — 680 единиц в год; - объем учебного фонда — 1152 единица. Фонд библиотеки формируется за счет местного бюджета. Состав фонда и его использование. № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 1 Учебная 2 Педагогическая 126 70 3 Художественная 567 320 4 Справочная 70 1152 80 1138 Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы — 315 дисков; сетевые образовательные ресурсы — 40. Средний уровень посещаемости библиотеки — 8 человек в день. На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых мероприятиях библиотеки Школы. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Однако требуется дополнительное финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. VII. Оценка материально-технической базы Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательную программу. В Школе оборудованы 4 учебных кабинета, они оснащены современной техникой, в том числе: - компьютеры; - проекторы и экраны. В 2021 году Школа стала участником федеральной программы «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Приняли участие в «Открытый урок»; уроки «Цифры». Такая работа позволила комплексно подойти к следующему этапу цифровизации — использованию новых технологий в образовательном процессе Школы. На первом этаже оборудован музыкальный зал. К новому учебному году школа провела закупку для пищеблока ( тестомес). В складе пищеблока установили психрометр и принудительную вытяжку В результате самообследования сравнили оснащения Школы с Перечнем средств обучения и воспитания, утвержденным приказом Минпросвещения от 23.08.2021 № 590. По итогам сравнения можно прийти к выводу, что Школе необходимо закупить и установить следующее оборудование, инвентарь: - в рекреациях: стол модульный регулируемый по высоте, стул ученический регулируемый по высоте, интерактивную стойку со встроенным планшетом, ЖК-панель с медиаплеером; - в спортзале: скакалки, мяч набивной, степ-платформы, снаряды для функционального тренинга, дуги для подлезания, коврики гимнастические, палки гимнастические утяжеленные. VIII. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования от 19.03.2018г. По итогам оценки качества образования в 2021 году выявлено, что уровень метапредметных результатов соответствуют среднему уровню, форсированность личностных результатов высокая. По результатам анкетирования 2021 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены общим качеством образования в Школе, — 63 процента, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, — 68 процентов. Школа продолжила проводить в 2021 году мониторинг удовлетворенности родителей и учеников дистанционным обучением посредством опросов и анкетирования. Преимущества дистанционного образования по мнению родителей: гибкость и технологичность образовательной деятельности, обучение в комфортной и привычной обстановке, получение практических навыков. К основным сложностям респонденты относят затрудненную коммуникацию с учителем — зачастую общение с ним сводится к переписке, педагоги не дают обратную связь, а разобраться в новом материале без объяснений ученикам начальной школы - сложно. 50% родителей отметили, что во время дистанционного обучения оценки ребенка не изменились, третья часть — что они улучшились, и 4% — что ухудшились. Хотя в целом формальная успеваемость осталась прежней, 45% опрошенных считают, что переход на дистанционное образование негативно отразилось на уровне знаний школьников. Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 30 декабря 2021 года. Показатели Образовательная деятельность Единица измерения Количество Общая численность учащихся человек 132 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 132 Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся человек (процент) 58 (61,27%) Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся человек (процент) 70 (53%) Численность (удельный вес) учащихся — победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: человек (процент) — регионального уровня 0 (0%) — федерального уровня 0 (0%) — международного уровня 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек — с высшим образованием 11 — высшим педагогическим образованием 11 — средним профессиональным образованием 0 — средним профессиональным педагогическим образованием 0 Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: человек (процент) — с высшей 3 (27,2%) — первой 1 (9%) Численность (удельный вес) педработников от общей человек численности таких работников с педагогическим стажем: (процент) — до 5 лет 1 (9%) — больше 30 лет Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: 3 (27,2%) человек (процент) — до 30 лет 1 (9%) — от 55 лет 2 (18,1%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) 8 (72,7%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек (процент) 2 (18,1%) единиц 0,4 Количество экземпляров учебной и учебно-методической единиц литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося 12 Наличие в школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет нет Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося — рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке нет — средств сканирования и распознавания текста да — выхода в интернет с библиотечных компьютеров да — системы контроля распечатки материалов да Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся человек (процент) 94 (71,2%) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 2 Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся.