Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №66» КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №66» МАХАЧКАЛА 2021Г. ГОРОД ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательнообразовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг. 2 Образовательная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013г) и с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 3 ПРОГРАММА ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАЧАЛА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ: ранний возраст (до 3 лет) младший дошкольный возраст (3-4 года) средний дошкольный возраст (4-5 лет) старший дошкольный возраст (5-6 лет) ребенок на пороге школы (6-8 лет) Программа учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования , индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья 4 МОДЕЛЬ ООП ДО ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Физическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В МБОУ Цель: оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков) Задачи: выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) речевом и (или) психическом развитии; осуществлять индивидуальную ориентированную психолого-медикопедагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); - коррекция нарушений устной речи; - своевременное предупреждение, и преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ по дошкольному воспитанию; - пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников 6 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ - систематичность проведения; - распределение материала в порядке нарастающей сложности; - подчинённость заданий выбранной цели; - чередование и вариативность различных методов и приемов; - работа психолого-медикопедагогический консилиум (далее ПМПк) с целью обеспечение диагностико-коррекционного, психологомедикопедагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 7 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: ● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); ● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; ● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; ● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; ● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; ● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; ● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; ● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; ● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а 8 также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого) Обязательная часть ( объем не менее 60% от её общего объёма) Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) – не более 40% ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОО ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА: ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА: Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы к её формированию, характеристики особенностей развития детей, а также планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 11 ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Модель выпускника ДОУ Владеет основными культурными способами деятельности Проявляет инициативу и самостоятельность Положительно относится к миру, к людям, , самому себе, участвует в совместных играх, способен договариваться Адекватно проявляет свои чувства Владеет разными формами и видами игр Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания Развита мелкая моторика Способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения в различных видах деятельности Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать , экспериментировать 0бладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором живет 12 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. В него входит: - описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; - описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; - взаимодействие с социальными институтами детства; - вариативная часть программы. 13 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка Задачи физического развития: Оздоровительные: формирование правильной осанки; развитие гармоничного телосложения; развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений) Воспитательные: формирование потребности в ежедневных физических упражнениях; воспитание умения рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; приобретение грации, пластичности, выразительности движений; воспитание самостоятельности, инициативности, самоорганизации, взаимопомощи Основные направления работы по физическому развитию детей в дошкольном учреждении: Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств (координация, гибкость) Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения Приобретение опыта в двигательной активности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерб организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами 14 (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование основ безопасности. Задачи социально-коммуникативного развития по ФГОС ДО: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе Основные направления работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном учреждении: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности 15 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Задачи речевого развития по ФГОС ДО: Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении: Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение) Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения) Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)) Практическое овладение воспитанниками нормами речи (способствование развитию речи как средства общения) Формирование грамматического строя речи (морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование) 16 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: ознакомление с окружающим социальным миром, с природой и природными явлениями; формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности. Задачи познавательного развития по ФГОС ДО: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира Формирование первичных представлений об особенностях природы Основные направления работы по познавательному развитию детей в дошкольном учреждении: Развитие познавательно-исследовательской деятельности Приобщение к социокультурным ценностям Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с миром природы 17 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»: Основная цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие эстетических чувств детей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности. Задачи художественно-эстетического развития по ФГОС ДО: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки Восприятие художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Основные направления работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении: Приобщение к искусству Изобразительная деятельность Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная деятельность 18 НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ: ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ (беседы, консультации, буклеты, памятки, папки-передвижки, анкетирование, посещение семей на дому, сбор сведений о семье, проведение Дней открытых дверей, информирование через сайт ДОУ) НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ (родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, круглые столы) СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ (участие в проектной деятельности, праздники, фестивали, совместные походы и экскурсии, выставки, совместное участие в конкурсах) НАПРАВЛЕНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ: 1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 2. ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КРУЖКАХ, СЕКЦИЯХ СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗДЕЛА: - - - - - Организационный раздел включает в себя: материально-техническое обеспечение; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; организация режима пребывания детей в ДОО; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; учебный план и комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 21 КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Юридический и почтовый адрес основного здания: 367032, Республика Дагестан,г.Махачкала, ул. М. Гаджиева, 198 «а». Телефоны: 8 (872)69-48-09, 8(872)69-17-82. E-mail:progimnaziya66@mail/ru 22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 23